Учебный план

Учебный план
0 Загрузки
  1. Пояснительная записка

 

Трудно найти ребенка, который бы не любил кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно дает им и героев для подражания, и темы для игр.

Зрительский опыт школьников начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино и телевидению. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего человека с кино не меняется. Кино по-прежнему остается лишь развлечением, всерьез не воспринимаемым ни семьей, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается невостребованным. Между тем, перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Как показывает опыт, экранные искусства, и прежде всего – кино, обладают большими возможностями для детского развития. Воспитательные возможности киноискусства настолько широки, что можно говорить об универсальности этого вида искусства для учреждений дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение искусства экрана с детьми направлено, прежде всего на то, чтобы сформировать у них навыки восприятия экранных произведений, развить способность адекватно понимать экранный текст, сопереживать происходящему в фильме и эмоционально откликаться на элементы формы и содержания, уметь анализировать экранное произведение. Дети должны получить представление о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, свой язык. Изучение основных понятий этого языка поможет лучше понимать аудиовизуальные (звукозрительные) искусства — кинематограф, телевидение, а также применять эти знания в своем творчестве.

Освоение искусства экрана происходит более эффективно, если дети включаются в творческую деятельность. Именно поэтому формирование экранной культуры предполагает не только просмотры и обсуждения мультипликационных, игровых и документальных фильмов, но и выполнение разнообразных творческих заданий, помогающих освоить язык экрана.

Этот этап направлен на приобщение детей к экранным искусствам на основе их собственной деятельности — видеотворчества.  Пройдя путь создания небольшого экранного произведения — видеофильма, дети осваивают основные принципы создания образов в экранных (аудиовизуальных) искусствах. А анимационное направление дает возможность проявить ребенку свои способности и с художественной точки зрения, сделать что-то своими руками, создавая героев и декорации.

Детские и юношеские киностудии в нашей стране существуют давно. В таких студиях дети и подростки занимаются по нескольку лет, снимают фильмы, обучаются мастерству режиссера, оператора, актера. Изучение опыта работы школ в области эстетического воспитания показывает, что с развитием видеотехники значительно возрос интерес детей к самодеятельному творчеству в области киносъемки. Дети под руководством педагогов снимают игровые, документальные фильмы и видеосюжеты, в которых показывают о своей жизни, о жизни своего города, села. Возросший интерес к этому виду детского творчества выражается в том, что в нашей стране проводятся даже международные фестивали детского видеотворчества.

Прежде всего, педагог должен изучить с обучающимися некоторые элементарные сведения из области экранных искусств. Затраченное на это время полностью окупится в дальнейшей работе, сделает процесс творчества осмысленным, поможет найти адекватное выражение интересных идей и замыслов. Такая работа поможет эстетически развить детей, сформировать у них аудиовизуальное мышление.

Направленность данной программы – творческо-техническая. Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к творческим, инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как фото и видео съемка, работа с компьютерными программами.

Новизна программы заключается в более комплексном изучении предметов и дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучении общеобразовательных школ. При создании видео фильма или ролика обучающиеся сталкиваются с изучением не знакомых ранее видов техники, компьютерными программами нового поколения.

Актуальность программы «Искусство кино», в том, что она позволяет средствами дополнительного образования приобщить обучающихся к основам киноискусства и созданию собственных видео роликов, создать необходимые условия и мотивацию дальнейшего обучения и развития.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к данному направлению, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к профессиям, связанным с киноискусством. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена.

Цель программы: эстетическое развитие и художественное образование обучающихся в процессе формирования навыков грамотного зрителя, создания собственного произведения на материале экранных искусств.

В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи:

Образовательные

– формирование представления о фильме как о произведении искусства;

– изучение основ языка экранных искусств;

– формирование навыков восприятия и анализа фильма;

– знакомство с основными видами и жанрами кинематографа;

– обобщение и систематизация стихийно сложившегося зрительского опыта;

– развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности;

– расширение зрительского опыта, формирование художественного вкуса и интересов в области кино;

– расширение представлений о языке экранных искусств;

– формирование представлений о возможностях видеосъемки, монтажа, озвучивания фильма;

– знакомство с особенностями работы сценариста, режиссера, оператора, актеров в процессе работы над фильмом;

– знакомство в процессе практической работы с основными этапами работы над видеофильмом;

– актерское мастерство;

– речь и пластика.

Развивающие:

– знать особенности языка кино, отличие языка кино от языка других видов искусства;

– уметь выразить свое отношение к игровому и мультипликационному фильму;

– уметь рассказать о герое фильма, его характере, поступках;

– различать основные виды и жанры кинематографа;

– понимать роль музыки в фильме;

– иметь представление о том, что такое основная идея фильма (авторская позиция).

– знать в основных чертах специфику языка кино и уметь с его помощью выразить свою мысль, передать какое-то содержание;

– представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съемке (сделать монтажную запись);

– знать, какие существуют этапы работы над фильмом;

– активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием фильма (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объектов для съемок в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей и т.д.)

Воспитательные

– формирование устойчивого интереса к техническому и созидательному творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;

– воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств, доброжелательности, трудолюбия, честности, порядочности, ответственности, аккуратности, терпения, предприимчивости, патриотизма, чувства долга;

– воспитание интереса к данному направлению;

– воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Особенности программы

Программа не ставит своей целью овладение большим объемом специальных знаний в области техники видеосъемки, видеозаписи, монтажа и т. п. Все знания, приобретаемые детьми в киношколе, непосредственно связаны с решением тех практических задач, которые предстоит решать в ходе создания фильмов. Полученные в объединении знания и умения ребята могут развивать и дальше, занимаясь в профильных учебных заведениях.

В конце обучения результатом работы будет считаться съемка небольшого видеофильма. Собственно, съемке предшествует период подготовки и освоения необходимых знаний и навыков.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы от 7 до 15 лет включительно.

Формируются разнополые группы в количестве 10 человек. В группы принимаются дети решением художественного руководителя киношколы, на основании вступительных проб.

Сроки реализации программы. Продолжительность образовательного процесса – 3 года, в объеме 720 часов. По 5 академических часов в неделю по  установленному расписанию, с перерывом 10 минут.

Если занятия группы будут проходить в одной половине дня, а процесс работы потребует перенесения на другое время, то урок будет перенесен на удобное для занятия время.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения дети должны:

– уметь различать фильмы разных видов и жанров;

– уметь обсудить увиденное, выражать свое отношение к увиденному;

– освоить знания о языке и выразительных средствах экрана;

– выполнить ряд творческих заданий, помогающих совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведений;

– усовершенствовать знания о языке и выразительных возможностях экранных искусств;

– выполнить практические задания по освоению языка кино в процессе видеосъемки;

– выполнить работу по созданию небольшого видеофильма (замысел, сочинение сценария, подготовительный период, съемки, монтаж, озвучивание, демонстрация фильма,

– принять участие в конкурсах, выставках, мероприятиях, обсуждении результатов работы.

Методы и формы отслеживания результативности.

Для отслеживания результативности образовательного процесса могут быть использованы следующие методы:

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ результатов тестирования, диагностических знаний, участия в мероприятиях.

Указанные методы отслеживания могут использоваться как средство определения:

  • Текущей диагностики;
  • Промежуточной диагностики;
  • Итоговой диагностики.

Образовательный результат определяется как итог совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности. Аттестация основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Цель – выявление уровня развития способностей и личностных качеств, обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Текущая аттестация проводится по усмотрению педагога с целью определения степени усвоения обучающихся изучаемого материала по окончании темы, раздела.

Промежуточная аттестация проводится по итогам 1 года с целью определения результатов обучения.

Итоговая аттестация проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей на конец срока реализации программы.

Формы проведения педагог определяет самостоятельно. Это могут быть:

  • диагностические задания;
  • устный опрос;
  • контрольные задания;
  • практические работы;
  • педагогическое наблюдение;
  • собеседование;
  • творческое задание;
  • выставки, конкурсы, концерты, мероприятия.

Результат аттестации фиксируется в 4-х ровнях:

  • минимальный;
  • базовый;
  • повышенный;
  • творческий.

Характеристика уровней.

Минимальный – обучающийся программу усвоил не полностью, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом всю сумму знаний, умений, навыков, не выполнил всех задач, поставленных перед ним педагогом.

Базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале.

Повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным знаниям, принимает участие в конкурсах, выставках, концертах, мероприятиях.

Творческий – обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в конкурсах, выставках, мероприятиях, занимает призовые места.

 

 

  1. Учебно-тематический план

 

1 Вводное занятие. 5 5 0
2 Сценарное искусство 40 30 10
3 Кино как вид искусства. 2 2 0
4 Виды фильмов. 20 20 0
5 Иерархия кинопроизводства и обязанности должностей 20 20 0
6 Работа со светом 20 15 5
7 Работа со звуком 20 15 5
8 Декорации и реквизит 10 5 5
9 Грим и костюм 10 5 5
10 Актерское мастерство 148 108 40
11 Сценическая речь 60 40 20
12 Сценическая пластика 52 40 12
13 Взаимодействие с партнером 40 20 20
14 Импровизация на площадке 22 11 11
15 Культура речи и поведения на площадке 10 10 0
16 Принципы построения работы на съемочной площадке 10 10 0
17 Знакомство с жанрами кинематографа. 2 2 0
18 Этапы создания кино. 4 4 0
19 Знакомство с камерой и её возможностями. 40 30 10
20 Периферия оборудования 5 4 1
21 Построение кадра 10 8 2
22 Построение композиции 10 8 2
23 Работа в кадре 40 0 40
24 Работа за кадром 40 0 40
25 Дальнейшая работа с отснятым материалом. 20 14 6
26 Озвучивание. 20 4 16
27 Выход фильма на экран. 10 10 0
28 Участие в мероприятиях киношколы 10 4 6
39 Итоговое занятие. 20 20 0
  Итого: 720 464 256

 

  1. Содержание изучаемого курса

 

  1. I. Вводное занятие. 5 ч.

1.1. Вводное занятие по киношколе.

1.2. Знакомство и правила поведения на занятиях киношколы.

  1. Сценарное искусство 40 ч.

2.1. Структура построения сценария.

2.2. Смена эмоциональных состояний в процессе истории.

2.3. Умение осмыслить свои чувства.

2.4. Анализ сюжета.

2.5. Правила построения линейного и нелинейного сюжетов.

2.6. Построение героев.

III. Кино как вид искусства. 2 ч.

3.1. Знакомство с историей развития кинематографа.

3.2. Особенности кино как искусства.

3.3. Обсуждение особенностей классического кино.

3.4. Обсуждение особенностей современного кино.

  1. Виды фильмов. 20 ч.

4.1. Разные виды фильмов.

4.2. Мультипликация рисованная.

4.3. Мультипликация кукольная.

4.4. Использование новых технологий в создании мультфильмов.

4.5. Рисование героев мультфильма.

4.6. Документальный кинематограф.

4.7. Анализ документального кино.

4.8. Художественный кинематограф.

4.9. Просмотр художественного фильма.

4.10. Обсуждение увиденного.

  1. Иерархия в кинопроизводстве. 20 ч.

5.1. Виды жанров кинопрофессий.

5.2. Должностные обязанности.

5.3. Направленность и степень подчинения.

5.4. Анализ структуры подразделений.

  1. Работа со светом. 20 ч.

6.1. Теория светового воздействия.

6.2. Влияние света на подсознание зрителя.

6.3. Выбор световой схемы.

6.4. Подбор оборудования.

6.5. Подбор периферии.

6.6. Постановка света.

6.7. Статический и динамический свет.

6.8. Классические схемы постановки света.

6.9. Цветовые решения.

6.10. Взаимодействие с операторским цехом.

VII. Работа со звуком. 20 ч.

7.1. Теория звукового воздействия.

7.2. Влияние звука на подсознание зрителя.

7.3. Выбор звуковой схемы.

7.4. Подбор оборудования.

7.5. Подбор периферии.

7.6. Постановка звука.

7.7. Статический и динамический. Стерео и Моно.

7.8. Музыкальное сопровождение.

7.9. Периферийные звуки.

7.10. Создание звука

7.11. Взаимодействие с режиссерским цехом.

VIII. Декорации и реквизит. 10 ч.

8.1. Художественное понимание ракурса как точки зрения.

8.2. Креативное восприятие.

8.3. Виды декораций.

8.4. Виды реквизита.

8.5. Разница между декорацией и реквизитом.

8.6. Создание декораций и реквизита.

8.7. Расположение в кадре.

8.8. Наполняемость кадра.

  1. Грим и костюм. 10 ч.

9.1. Виды грима и костюма.

9.2. Создание простого грима.

9.3. Создание простого костюма.

9.4. Создание сложного грима.

9.5. Создание сложного костюма.

9.6. Взаимодействие с реквизиторским цехом.

  1. Актерское мастерство. 148 ч.

10.1. Основы актерского мастерства.

10.2. Актер и зритель.

10.3. Организация внимания, воображения, памяти.

10.4. Сценическое действие.

10.5. Мимика.

10.6. Микромимика.

10.7. Этюдная работа.

10.8. Мизансцена.

10.9. Речевая и пластическая подача.

10.10. Выразительность.

10.11. Организация внимания, воображения и памяти.

10.12. Тема, сверхзадача, событийный ряд.

10.13. Логико-интонационная структура речи.

10.14. Бессловесные действия.

10.15. Логика действия.

10.16. Создание образа выразительностью и характером персонажа.

10.17. Взаимодействие с режиссером.

  1. Сценическая речь. 60 ч.

11.1. Культура речи.

11.2. Работа с дыханием.

11.3. Артикуляционная гимнастика (Упражнения для языка, челюсти, губ.

Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона голоса. Полетность голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Скороговорки).

11.4. Дикция.

11.5. Голосовой диапазон.

11.6. Словесное действие.

11.7. Монолог.

11.8. Диалог.

11.9. Речевая логика.

11.10. Речевая драматургия.

11.11. Эмоциональный фон.

11.12. Речевая импровизация.

XII. Сценическая пластика. 52 ч.

12.1. Определение пластики и сценического движения.

12.2. Разминка и релаксация.

12.3. Профессии на телевидении.

12.4. Пластический образ.

12.5. Сценическое движение.

12.6. Сценическое падение

12.7. Жестикуляция

12.8. Ритмопластика

12.9. Пластический этюд

XIII. Взаимодействие с партнером. 40 ч.

13.1. Элементы взаимодействия

13.2. Речевое взаимодействие

13.3. Тактильное взаимодействие

13.4. Взаимодействие через предмет

13.5. Конфликт

13.6. Парный этюд

XIV. Импровизация на площадке. 22 ч.

  1. X Культура речи и поведения на площадке. 10 ч.

XVI. Принципы построения работы на площадке. 10 ч.

16.1 Взаимодействие подразделений.

16.2 Вызывные листы.

16.1 Этапы работы.

XVII. Знакомство с жанрами кинематографа. 2 ч.

XVIII. Этапы создания кино. 4 ч.

XIV. Знакомство с камерой и ее возможностями. 40 ч.

19.1. История камеры и оптики.

19.2. Разновидности

19.3. Знакомство с камерой. Оптика, видоискатель, байонет, матрица, кроп.

19.4. Фокус.

19.5. Диафрагма.

19.6. Светочувствительность.

19.7. Яркость, контрастность, выдержка.

19.8. Настройки камеры.

19.9. Принципы работы с камерой.

19.10. Форматы изображения.

  1. XX. Периферия оборудования. 5 ч.

20.1. Знакомство с периферией.

20.2. Работа с периферией. Риг, компендиум, фильтр, фоллоу-фокус, штатив, монопод, накамерный монитор, слайдер, тележка, кран.

20.3. Системы стабилизации изображения.

XXI. Построение кадра. 10 ч.

21.1. Знакомство с кадром.

21.2. Принципы построения кадра.

21.3. Правило третей.

21.4. Освещение кадра.

21.5. Равновесие кадра.

21.6. Расположение объектов в кадре.

21.7. Правила построения кадра.

21.8. Ошибки построения кадра.

XXII. Построение композиции. 10 ч.

22.1. Знакомство с композицией.

22.2. Принципы построения композиции.

22.3. Правила построения композиции.

22.4. Ошибки построения композиции.

XXIII. Работа в кадре. 40 ч.

23.1. Основы работы в кадре.

23.2. Взаимодействие со съемочной группой.

XXIV. Работа за кадром. 40 ч.

24.1. Основы работы за кадром.

24.2. Взаимодействие со съемочной группой.

XXV. Дальнейшая работа с отснятым материалом. 20 ч.

25.1. Монтажный стол.

25.2. Формирование видеоряда.

25.3. Монтаж.

25.4. Спецэффекты и переходы.

25.5. Титры и шрифты.

25.6. Цветокоррекция.

25.7. Тизер и трейлер.

XXVI. Озвучивание. 20 ч.

26.1. Шумовые и звуковые эффекты.

26.2. Переозвучивание диалогов.

26.3. Закадровый голос.

26.4. Озвучивание тизера и трейлера.

26.5. Музыкальное сопровождение.

XXVII. Выход фильма на экран. 5 ч.

27.1. Продюсер.

27.2. PR и реклама.

27.3. Прокатная документация.

27.4. Полиграфия.

27.5. Авторские права.

27.6. Кинофестивали.

27.7. Дистрибьюция.

XXVIII. Участие в мероприятиях школы. 10 ч.

XXIX. Итоговое занятие. 20 ч.

29.1. Итоговые выводы.

29.2. Экзамены.

 

 

  1. Методическое обеспечение

 

Занятия по изучению искусства кино направлены на формирование у детей навыков восприятия экранных произведений, на развитие способности адекватно понимать экранный «текст», сопереживать и эмоционально откликаться на элементы формы и содержания, уметь оценивать эти произведения и аргументировать свою оценку.

Дети получают представление о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, отличные от средств других видов искусства, — это кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т. д.

Эти знания помогут сделать ребенку шаг к освоению тайн «аудиовизуальной речи» точно так же, как он узнает, что слова состоят из отдельных звуков, а их запись производится с помощью букв.

Экранная грамотность, формированию которой посвящены эти занятия, сводится к тому, чтобы воспринимающий (т.е.зритель) мог верно «раскодировать» тот художественный или документальный текст, который передает ему автор в определенных знаках — движущемся и озвученном изображении на плоскости экрана. Кроме того, зритель должен в общих чертах представлять, себе, как составляется такой текст.

Знакомство с особенностями языка экрана не является самоцелью — это важное и необходимое, но не единственное условие формирования грамотного зрителя. Особое внимание следует обратить на организацию просмотров детьми мультипликационных игровых художественных фильмов, видеофильмов, на проведение обсуждений, в процессе которых ребята должны научиться высказывать свои суждения по поводу увиденного, делиться своими чувствами, впечатлениями. Работа по анализу, совместному обсуждению экранных произведений воспитывает у детей самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет словарный запас, учит рассказывать о своих чувствах, вызванных фильмами.

На первых этапах работы над восприятием важно акцентировать внимание на том, чтобы развивать способность активно смотреть и слушать. Педагог показывает ребенку фильмы несколько с другой стороны: оказывается, не просто нужно их с интересом смотреть, но и стараться разобраться в своих чувствах, возникших при просмотре, поделиться своими впечатлениями, услышать другое мнение. Важно увидеть то, чего раньше не увидел, понять то, чего раньше не понял.

Программа включает много таких фильмов, которые могут быть знакомы детям, но это не снижает интереса к ним. Кроме того, самостоятельные просмотры зачастую оставляют экранное произведение для ребенка непонятым или понятым не совсем верно. Часто это происходит из-за того, что дети не задумываются об увиденном, не успевают осознать многих смыслов и значений, понять причинно-следственные связи. То, что очевидно для взрослого, часто бывает непонятным для ребенка. Поэтому детям надо чаще задавать вопросы, активизирующие восприятие, добиваясь подробных описаний облика героев, места действия, времени года.

Важной является работа по усвоению смысла, причинно-следственных связей в событиях, происходящих в фильме. Поэтому надо уделять достаточно внимания даже простому пересказу сюжета, особенно для детей младшего возраста. Обсуждать фильм имеет смысл лишь после того, как педагог убедится, что все дети правильно поняли его содержание.

Рассказывая детям о кино, можно сообщить много интересных фактов из его истории, об основных кинопрофессиях, об интересных ситуациях, произошедших на съемках фильмов. Безусловно, это расширит знания детей о кинематографе, но никоим образом не повлияет на совершенствование навыков восприятия фильмов. Развить навыки восприятия у детей можно, начиная с рассматривания самой маленькой частички фильма — кадрика (фотографического кадра), так как здесь уже можно говорить о композиции, о роли цвета в создании настроения, облика героя и т. д. Введение понятия монтажа дает представление об эффекте соединения кадров и рождении нового смысла. Творческая работа по созданию фотофильма, рисование раскадровки помогают закрепить эти знания. Дальнейшее совершенствование навыков восприятия происходит на уровне формирования понятий о кинематографическом кадре. В данном случае он выступает как модель фильма. Будучи небольшим по продолжительности, он позволяет говорить на доступном для детей уровне о звуке, пластике героев, свете и цвете, внутрикадровой композиции. В дальнейшем можно проводить анализ сцены, эпизода.

Изучение языка экрана проводится в доступной для детей
форме, с использованием игровых приемов. Так же интересно надо проводить и обсуждение фильма.

Важным является и понятие авторства экранного произведения.

Поскольку под автором здесь понимается режиссер, дети получают представление о том, что все в фильме зависит от выбора режиссера. Например, рассматривая фильм-экранизацию и сравнивая литературный источник и экранное воплощение произведения, нужно подвести детей к пониманию роли режиссера в создании фильма. Каким режиссер представил нам героев, что изменил в содержании, схожи ли настроения, вызываемые литературным произведением и фильмом, и т. д.

Фактически здесь сравниваются позиции двух авторов — писателя и режиссера. Программой предусмотрено знакомство с произведениями художественного и документального кино. Дети должны понимать разницу между художественным фильмом, где все от начала до конца — вымысел, и документальным фильмом, где материалом для осмысления являются подлинные события и факты. Показывать документальные фильмы можно в случае необходимости. Здесь также существует реальная возможность продолжить разговор о роли автора в создании экранного произведения. Знакомство с жанрами кино помогает формированию навыков грамотного зрителя. Знакомясь с основными жанрами кино, дети учатся ориентироваться в выборе фильмов, понимать, чем они различаются, адекватно выстраивать свои зрительские ожидания. Хотя в начале обучения ведется работа по формированию навыков восприятия и анализа фильмов, постоянно происходит с закрепление полученных навыков на новом материале.